Г.Ш. Фридман, президент ЗАО "Сибирская сотовая связь" (г. Омск)
© "Мобильные системы", № 9 за 2000 г.

Время острых дискуссий о стандартах 3-го поколения (3G) мобильной связи, сотрясавшее все телекоммуникационное сообщество в последние годы, подходит к концу. Мировое сообщество практически определилось со стандартами 3G, а именно WCDMA, cdma 2000 и EDGE. Теперь пришло время каждой стране принять ответственное решение о том, какой именно из перечисленных выше стандартов развивать на свой территории.

Решение тем более ответственное, что оно в значительной степени определит развитие телекоммуникационной отрасли на многие годы. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить повторения ошибок, допущенных на первом этапе внедрения сотовой связи в России. Тогда (90-е годы!) в качестве допустимых стандартов были фактически определены и аналоговые стандарты 1-го поколения (NMT-450 и AMPS-800), и цифровые стандарты 2-го поколения (GSM и D-AMPS, современная аббревиатура — TDMA/136), а на финише — и CDMA. Все это привело, на мой взгляд, к нерациональному использованию частотного ресурса и стало препятствием на пути устойчивого и динамичного развития рынка сотовой связи. Кроме того, на строительство сетей сотовой связи в России, имеющих соответствующую территорию покрытия и качество предоставляемых услуг, было затрачено раза в два больше финансовых ресурсов, чем это могло бы быть при более рациональном подходе. И это в стране, отнюдь не страдающей от чрезмерного профицита бюджета. Но дело сделано.

Существует ли на данный момент возможность эволюционного развития сетей сотовой в 3G? Да, на территории России уже развернуты практически полномасштабная сеть GSM-900 (в ближайшей перспективе — GSM-900/1800) и изрядный фрагмент сети TDMA/136. Сети CDMA широкого распространения не получили и, скорее всего, уже не смогут образовать развитую сеть в масштабах всей страны. Аналогичная ситуация имеет место и в большинстве стран СНГ.

Из сказанного следует, что из обсуждения возможных вариантов перехода к 3G в России и СНГ технологию cdma 2000 можно исключить.

Итак, остаются WCDMA (Wideband CDMA) и EDGE (Enhanced Data Rates for Global Evolution). WCDMA — это революционный шаг в 3G, обеспечивающий определенную приемственность с сетями 2-го поколения. Технология WCDMA удовлетворяет всем требованиям IMT-2000, при этом обеспечивает высокую эффективность использования спектра. Но при этом будет возможно использовать лишь малую долю развитой инфраструктуры сетей GSM и TDMA/136 (мачтовые конструкции, оборудование питания и общие линии передач). Надо отметить, что разработки технологии WCDMA уже весьма далеко продвинуты. Первая система сотовой связи, работающая в стандарте WCDMA, была построена компанией Ericsson в г. Чиста (Швеция) для тестовых испытаний еще в 1996 году, а в настоящее время экспериментальные системы WCDMA уже функционируют в ряде европейских стран, в Японии и США.

Технология EDGE, первоначально создававшаяся для расширения возможностей технологии GSM, стала осознаваться в качестве одного из основных интеграционных путей в 3G несколько позже. И основная причина этого изменения трактовки EDGE состояла в том, что имелась настоятельная необходимость найти экономичный путь конвергенции наиболее распространенных стандартов второго поколения - GSM и TDMA/136 - и их общего перехода в 3G. EDGE реально отвечает этим запросам. Действительно, удовлетворяя основным требованиям IMT-2000 по скорости передачи данных и по предоставлению соответствующего сервиса, EDGE обеспечивает более экономичный переход к 3G. Важно отметить, что разработка EDGE и развитие GSM и TDMA/136 согласуются между собой. Поэтому не случайно первоначальная расшифровка EDGE — Enhanced Data Rates for GSM Evolution изменилась на Enhanced Data Rates for Global Evolution.

По существу открыт путь для конвергенции GSM и TDMA на базе технологии EDGE, которая способна не только обеспечить обратную совместимость новой технологии с TDMA и GSM, но и многократно уменьшить затраты на внедрение 3G. При этом стандарт EDGE может функционировать в диапазоне 2 ГГц и обеспечивать функционирование сетей в диапазонах 800, 900, 1800 МГц. Немаловажно и то, что EDGE может также работать в диапазоне 400 МГц, что повышает привлекательность внедрения GSM-400. Кроме того, EDGE будет использовать уже существующие сети и большую часть оборудования радиочасти уже действующих сетей GSM и TDMA. Хотя EDGE и отстает несколько от WCDMA по степени готовности к выходу на рынок, но с 1999 г. компания Ericsson в Швеции уже запустила демонстрационную систему EDGE, а в 2001 году предполагает выпустить EDGE на рынок. То есть временное отставание не является существенным.

Итак, вывод из анализа имеющейся ситуации следующий: реально развернутые в России и СНГ сети 2-го поколения, экономическое положение нашей страны, а также предлагаемые мировым сообществом пути перехода к 3G позволяют, на мой взгляд, сделать вывод о том, что для России было бы целесообразно в качестве технологии 3-го поколения выбрать EDGE. Более того, в ближайшем будущем в основном имело бы смысл разворачивать системы EDGE-Compact.

Дополнительные аргументы в пользу данного решения дают рекомендации Международного союза электросвязи (Резолюции СОМ 5/24 и СОМ 5/25 Всемирной конференции по радиосвязи МСЭ, Стамбул, май - июнь 2000 г.), согласно которым выделяются дополнительные полосы в диапазоне 800 МГц для развертывания наземных сетей подвижной связи 3-го поколения. При этом специально подчеркивается: “Там, где соображения экономии средств побуждают к установке меньшего количества базовых станций, например, в редконаселенных районах, диапазон до 1 ГГц обычно является пригодным для размещения подвижных систем, включая системы 3-го поколения”. Следует также отметить, что согласно Регламенту радиосвязи МСЭ полосы радиочастот 790 - 860 МГц в районе 1 могут на вторичной основе использоваться для систем сухопутной подвижной связи, о чем национальные администрации связи уведомляют МСЭ. Соответствующие решения уже приняты в ряде стран, принадлежащих к району 1: Австрия, Великобритания, Италия, Свазиленд, Узбекистан и Молдавия. В целом ряде стран, принадлежащих к району 1 (Германия, Дания, Финляндия, Франция, Испания и др.), отдельные полосы частот в диапазоне 800 МГц распределены также подвижной связи на первичной основе. Ничто не препятствует и России присоединиться к их числу.

Я, разумеется, далек от того, чтобы считать изложенное в данном сообщении мнение истиной в последней инстанции. Но абсолютно убежден в том, что Минсвязи России и руководство страны в целом должны принять совершенно определенное решение по данной проблеме. Телекоммуникационная отрасль является стратегической, а ее значение со временем будет только возрастать. Учитывая же экономические и политические факторы, надо отдавать себе совершенно ясный отчет в том, что ресурсов для стратегических ошибок у России уже просто нет.

Г.Ш. Фридман, президент ЗАО "Сибирская сотовая связь" (г. Омск)
© "Мобильные системы", № 9 за 2000 г.