Время от времени меня спрашивают: «Как оценить эффективность Интернет-рекламы? Как понять, окупаются деньги, вложенные в раскрутку, или нет?»

Для начала, чтобы найти ответ на этот вопрос, я решила посмотреть, что пишут об этом на сайтах компаний, занимающихся раскруткой и продвижением в поисковиках.
Первое, что я заметила: лишь немногие рассказывают об эффективности Интернет-рекламы простым языком, так чтобы хозяин сайта прочитал статью и сам оценил результат от раскрутки.
В основном, раскрутчики говорят о том, что оценить эффективность могут только профессионалы, намекая на свою компанию, тем самым превращая свои статьи в саморекламу. Вот один из подобных примеров на сайте Интернет-агентства «Медиасфера» - wwwmedia-sfera.com/pages_105.htm. Название статьи говорит само за себя: «Эффективность интернет рекламы зависит от выбора того, кем будет проводиться продвижение сайта».
Либо об оценке эффективности говорится сложным языком, с применением математических формул. И я понимаю: просто так со этим всем не разобраться, видимо, это не для занятых людей, у которых нет времени на подсчет по сложным формулам… Например, статья «Оценка эффективности рекламы в Интернет» - wwwdata-envelopment-analysis.ru/efficiency-4.htm.
Я вовсе не хочу сказать, что эти способы плохи. Они не подходят лично для меня...

Но как же быть, если вы, как хозяин сайта, хотите просто понять: сколько денег вложить в Интернет-рекламу и окупятся ли эти деньги?
На мой взгляд, оценку результатов рекламы нужно начинать с определения цели, которую вы ставили в начале раскрутки.
Если вы хотели увеличения продаж в вашем Интернет-магазине, то раскрутка должна привести к новым покупателям.
Если ваша цель была – привести на сайт как можно больше посетителей, заинтересованных информацией, размещенной на сайте, то хорошим результатом будет заметное увеличение посещаемости.
И так далее...

Итак, вначале поставьте цель: что вы хотите получить в результате рекламы?

Затем нужно подобрать способы рекламы, подходящие для достижения вашей цели.
По правде говоря, мне трудно дать общие советы, которые подойдут для всех случаев. Сайтов в Интернете много, различной направленности. То, что подойдет для одних, – для других окажется неэффективным.
Например, для Интернет-магазина, который продает книги и диски ценой в среднем по 200-300 руб., и делает до 10 продаж в месяц, продвижение на первые места в поисковиках за 6-10 тысяч в месяц – слишком дорогое удовольствие.
В то же время, продвижение на первые места сайта туристической фирмы или агентства недвижимости может окупиться, если через сайт будут совершены 1-2 хорошие сделки.
Но это самые яркие случаи. А как быть с другими сайтами?

Я расскажу, как я подбираю эффективные способы Интернет-рекламы. Я называю этот способ «разведкой боем». Он подойдет для тех, кто не готов выделить большой бюджет на Интернет-рекламу, и хочет вначале присмотреться и оценить, куда стоит вкладывать деньги.
Вы можете пойти таким же путем, если посчитаете, что он вам подходит. Или можете найти свой.

Итак, ко мне приходит человек и говорит: «Я хочу раскрутить свой сайт, а точнее, хочу, чтобы продажи в моем Интернет-магазине выросли. Как это сделать?» Я действую по таким простым шагам:
1. Вначале я изучаю Интернет-магазин и товары, которые в нем продаются.
2. Потом думаю, кому эти товары могут быть интересны? Советуюсь в этом вопросе с хозяином Интернет-магазина.
3. Затем ищу ответ на вопрос: где в Интернете могут быть эти заинтересованные люди? Просто ищу и составляю список подходящих сайтов, разделяя их по видам, например: форумы, тематические порталы, личные сайты и т.д.
4. Составляю новость или какой-то другой рекламный текст и размещаю на этих сайтах. Как правило, я начинаю с бесплатной рекламы.
5. В течение нескольких дней отслеживаю статистику сайта, который я рекламирую: приходили посетители с размещенной мной рекламы или нет. Спрашиваю хозяина сайта, есть ли какие-то увеличения в продажах.
6. Сайты, с которых приходило больше всего посетителей, лучше всего подходят для рекламы этого Интернет-магазина, даже если продажи сразу не выросли. С этими сайтами можно работать более плотно: договариваться о размещении постоянной рекламы на более видных местах, платить за это деньги и т.д.

Точно также можно поступить и в случае с платной рекламой. Допустим, вы нашли сайт, на котором, на ваш взгляд, есть люди, заинтересованные в ваших товарах. Но реклама на нем платная, а вы не уверены, окупится ли она.
Подберите вначале недорогой вид рекламы, разместите ее на небольшой срок – на три дня или на неделю. И посмотрите на результат. Если продажи увеличились, потраченные на рекламу деньги вернулись – значит, это эффективный способ рекламы для вас. Продолжайте его использовать.

В целом я могу сделать такие выводы:
Оценить эффективность рекламы в Интернете гораздо проще, чем это зачастую пытаются нам представить профессиональные раскрутчики.
Понять, какой результат будет от того или иного способа рекламы, можно, проверив его в действии и вкладывая поначалу небольшие деньги.